По указанию княгини был написан знаменитый образ архангела Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Московского Кремля. Блаженная Евдокия была щедрой благотворительницей бедных, помогала обителям, втайне вела подвижническую жизнь. Под пышными княжескими одеждами преподобная носила вериги и изнуряла тело строгим постом.
Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), она приняла монашеский постриг в Вознесенском монастыре с именем Евфросиния. Когда она шла в обитель, окруженная народом, ей встретился нищий слепец, закричавший: «Боголюбивая княгиня, кормилица нищих! Ты обещала мне во сне даровать зрение; исполни же слово твое». Как будто не обращая внимания на слепого, княгиня опустила ему длинный рукав своей рубашки; отерев им глаза, нищий прозрел. Во время этого шествия исцелилось до 30 человек. В молитве и подвигах свершив земной путь, преподобная Евфросиния мирно скончалась 7 июля 1407 г.
Приближение кончины было извещено ей явлением ангела. После видения она онемела и знаками требовала, чтобы ей подали икону; взяв образ Архангела Михаила, она обрела дар речи и сказала: «Он точно в таком виде явился мне». Княгиня погребена в Вознесенском храме основанного ею монастыря, ставшем усыпальницей русских княгинь и представительниц царской семьи.
В 1449 г. он вместе с князем Иваном Оболенским Стригой отразил приступ Шемяки к Костроме, в 1450 г. участвовал в битве под Галичем, где войска Шемяки были наголову разбиты и сам он едва спасся бегством в Новгород; через два года (1452) воеводствовал при взятии Устюга, который занял Шемяка, и оттуда ходил воевать в Вологду. Вместе с тем Басенок принимал деятельное участие и в войне с войсками Седи-Ахмета, ногайского хана, тянувшейся с 1448 г. с перерывами до 1455 г. Самым блестящим подвигом Федора Басенка в этой борьбе была победа, одержанная им над татарами в 1455 г. близ Коломны. Последним его деянием было занятие Руссы и победа, одержанная над 5-тысячным новгородским войском в 1456 г. Эта победа, приведшая к выгодному для Москвы Яжелбицкому договору с Новгородом, и другие военные свершения Басенка особенно приблизили его к великому князю. Василий Васильевич назначил его свидетелем при составлении духовной. По ней, между прочим, и Ф.В. Басенку отдавались в пожизненное владение два села, Окуловское и Репенское, которые ему подарила еще при своей жизни София Витовтовна, а в своей духовной отдала в распоряжение великому князю.
Когда в с. Репенском впервые была построена церковь, документов не осталось, но то, что Троицкая церковь была уже в 1572 г., известно из хранившейся в храме старинной рукописи, представлявшей собой «копию с выписи с коломенских ямских с писцовых и межевых и приправочных книг», выданную из Коломенского Ямского приказа Троицкой в Ямской слободе церкви попу Федоту, который в 1684 г. бил челом великим государям Петру и Иоанну, чтобы они велели выдать ему выпись из книг того приказа о церковной земле, которая там значится. В рукописи сказано так: «В поместном приказе, в приправочных коломенских книгах 1572 года написано: храм Живоначальной Троицы да теплый храм Рождества Пречистыя Богородицы, а на церковной земле двор попов да двор дьячков, да двор просфирницы, да на церковной земле тринадцать мест дворовых, а полевые земли к той церкви и меж церковной земле в тех приправочных книгах не написано...». Храм Святой Троицы с приделом Рождества Пресвятой Богородицы был первоначально деревянным, построение придела Пророка Илии относится к более поздним временам, так как он, тоже деревянный, в означенной рукописи упоминался только под 1680 г.
Деревянные храмы в селе сменила ныне существующая каменная Троицкая церковь. Она была возведена в коломенской Ямской слободе в 1696 г. Ямщики первоначально жили в несуществующем теперь с. Окуловском, где была деревянная церковь Иоанна Предтечи. Окуловское упоминается в вышеозначенной рукописи, хранившейся в Троицкой церкви: «...в том селе Окуловском жили ямщики - деды и прадеды их, и та ямская слобода переведена на Коломну, а вместо тоя церкви святого Иоанна Предтечи в ямской слободе построена приходская церковь Живоначальной Троицы и образ Иоанна Предтечи местной в той церкви есть...» В ямской слободе был свой, особенный праздник. День памяти Святых мучеников Флора и Лавра издавна считался наравне с престольными праздниками. В этот день ко храму приводили красиво убранных лентами лошадей. Служили водосвятный молебен и кропили лошадей. Праздник справлялся до 1-й трети XX в. В доношении коломенского городничего майора Дурново от 1786 г. про Троицкую церковь сообщается: «Церковь Святой Живоначальной Троицы, что в Ямской слободе, каменного здания, построена в конце прошедшего столетия. При ней приделы Пророка Илии и Рождества Пресвятой Богородицы, и при них колокольня каменного же здания построена в то ж время коштом приходских людей. В 1810 г. на средства коломенского купца Федора Петровича Селезнева был построен вновь каменный придел Пророка Илии.
В 1823 г. началось строительство новой колокольни. В марте от коломенского ямщика Игнатия Дементьева и приходских людей церкви во имя Живоначальной Троицы, что в Ямской, на имя Филарета, архиепископа Московского и Коломенского, было подано всепокорнейшее прошение: «Вышеозначенная наша Троицкая церковь состоит каменная с двумя приделами, 1-й Рождества Пресвятыя Богородицы, а 2-й Пророка Божия Илии... утварию церковною достаточные, приходу ж имеет довольное количество дворов и душ мужеска пола; а посему существует на лице полный комплект священно-церковнослужителей в порядочном содержании, но только желательно нам при означенной церкви находящуюся колокольню разобрать и вместо оной вновь другую каменную же лучшего вида по учиненному на сей предмет плану и фасаду, не касаясь свечной суммы, токмо без благословения Вашего Высокопреосвященства приступить к сему не осмеливаемся... того ради просим позволить нам, нижайшим, приступить к сооружению... поелику мы, к сему приготовляясь, весьма довольное количество заготовили и подлежащих материалов...» В консисторском деле написано, что «священник Троицкой церкви Василий Матфеев показал, что сумма в наличии 81 р. 40 к., но на предполагаемое приходскими людьми Коломенского Ямского правления головою Григорием Кузьминым, выборным Яковом Зиминым и мирским старостой Нефедом Клоковым с общего их мирского согласия, построение новой колокольни, согласно приговора, денег может хватить, так как прихожане уже заготовили подсобного материала: кирпича 150000 штук, с известкой, коей на всякую тысячу принято 40 пудов, поставкою и с тою известию по 16 рублей за тысячу. Белого камня 2000, за каждый по 1 рублю, кровельного листового железа 15 пудов, за каждый пуд по 10 рублей, подрядчику в задаток дано прихожанами 300 рублей. Прихожане и впредь подписались поставлять материал без остановки. Правильность архитектуры проверяла комиссия, сопровождавшая архитектора Шестакова и каменных дел мастера Карлони, которые донесли, что построение колокольни возможно». Разрешение от консистории было получено. Колокольня была полностью перестроена в 1823-1825 гг. В это же время устроен северный придел. Южный капитально перестроен в 1851 г.
Троицкая церковь была перестроена в 1868 г., растесаны окна, изменена форма главы и кровли, стены оштукатурены, перестроена трапезная с престолами Рождества Божией Матери и Пророка Илии. По устроении колокольни церковь была обнесена каменной с железными решетками оградой с двумя воротами и четырьмя калитками.
В 1880-1882 гг. в церкви был проведен ремонт.
В 1778 г. в Ямской слободе было 179 дворов, в которых проживало 445 душ мужского пола и 449 женского.
В 1783 г. соборный диакон Михаил Дроздов (отец будущего митрополита Московского Филарета) был рукоположен во священника и определен к Троицкой церкви в Ямской слободе, где им был куплен дом, куда он и переехал из дома тестя 27 февраля. «Не без трудностей и скорбей началась приходская жизнь молодого священника. Прихожане встретили его недоброжелательно. Им хотелось другого священника, о котором они долго и усердно хлопотали. Стремясь заставить его покинуть приход, они до крайней степени ограничили приношения за исполнение церковных треб. Но Михаил Федорович и его супруга Евдокия Никитична не роптали и не падали духом; они терпеливо переносили нужду как испытание, Богом им посланное. И терпение победило жестокосердие. Прихожане увидели, что их новый пастырь с неослабевающим усердием заботится о благолепии святого храма и об их нуждах, что он во всякое время, днем и ночью, в любую погоду не тяготясь дальним расстоянием, прерывая иногда ночной сон и отлагая свои дела и даже пищу, спешит к ним с духовным пособием и утешением, и его матушка проводит жизнь в посте и молитве, в трудах и лишениях, - увидели и изменили свое отношение. Из гонителей они стали усердными почитателями, заботящимися о материальных нуждах пастыря». Бережно сохранялся деревянный одноэтажный дом священника Михаила Федоровича Дроздова, в котором с 7-месячного возраста до марта 1800 г., времени поступления в Троицкую-Лаврскую семинарию, жил его сын Василий, в будущем Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Биографы митрополита Филарета пишут, вероятно со слов матери, о любви «маленького Василия» к церковной службе, о том, как он «спешил в церковь, где пленялся красотой и благолепием богослужения, не уходя из храма до конца службы. Все, что совершалось в церкви: пение, чтение, каждение, священнодействие, возжигание и тушение свечей и т.п., - все это замечалось дитятей и по-детски определялось их значение. Однажды, наблюдая, как при окончании богослужения опускали с высоты свешник для погашения свечей, а затем медленно поднимали, причем от погашенных свечей исходил дым, он тихим голосом пролепетал: «Мама, скоро кончится служба, молитва к Богу пошла». В 1907 г. Московские церковные ведомости писали: «В детстве будущий митрополит Филарет не чужд был и детских шалостей. Одна очень древняя старушка подошла к святителю, когда тот приехал в родной город Коломну, подошла к Филарету и напомнила ему, что он, будучи ребенком, играл, прицеливался камушками в горшочки, которые она вешала на колышки для просушки. Старушка облобызала Филарету руку, а тот щедро вознаградил ее за свою детскую шалость...» Церкви принадлежали два каменных одноэтажных дома, деревянная сторожка и деревянное здание церковно-приходской школы. К церкви Святой Троицы была приписана каменная часовня во имя Страстной иконы Божией Матери. Находившаяся в часовне икона с драгоценными украшениями особо почиталась жителями Коломны и окрестных поселений. По преданию, она была некогда обретена на этом самом месте. До 1801 г. часовня была деревянной и существовала уже не менее 175 лет. Затем на средства коломенского ямщика Василия Изгородина построена каменная.
В1867 г. на средства коломенской почетной гражданки Анны Иосифовны Тупицыной перестроена. Она представляла собой кубическое здание, увенчанное главкой. Часовня разорена в 1918 г., тогда Страстную икону перенесли в Троицкий храм. По благословению владыки Феодосия (Ганецкого), по пятницам в Троицком храме служили перед ней молебен с акафистом. Часто богослужение возглавлял сам владыка. До середины 1970-х гг. в обезглавленной часовне находился Дом культуры глухих, но к 800-летию Коломны запущенный город «приводили в порядок», старые, давно не ремонтированные здания сносили целыми кварталами. Тогда была снесена и Страстная часовня. Но сама икона сохранилась, до закрытия Троицкого храма в 1940 г. находилась в нем, и, вероятно, последний настоятель Троицкого на Репне храма, о. Иоанн Розанов, перешедший в Богоявленский храм г. Коломны, перенес туда икону. Она там находится и теперь. По мнению историков архитектуры, дом № 20 по ул. Третьего Интернационала (бывш. Каширской) был построен в 1-й четверти XIX в. для причта Троицкого храма. На содержание причта, который состоял из священника, диакона и псаломщика, шли проценты от капитала, положенного в сохранную казну коломенским купцом Киприаном Кисловым и его женой Домникой. При Троицком храме служили священники: с 1782 по 1873 г. о. Петр Симеонов, Михаил Феодорович Дроздов с 1783 по 1800 г.; с 1801 по 1841 г. о. Василий Матфеев; с 1841 по 1847 г. Василий Тупталов; с 1848 по 1888 г. Иоанн Васильевич Лебедев, с 1888 г. о. Александр Орлов.
В 1840 г. священником в Троицкой церкви служил Василий Матвеевич Архангельский (66 лет), сын священника. По окончании курса в Коломенской семинарии в 1796 г. он был определен во диакона к Мироносицкой церкви г. Серпухова. В 1800 г. переведен в Коломну к Архангельской церкви. В 1801 г. рукоположен во священника к Успенской в Брусенском монастыре церкви. В том же году переведен к Троицкой церкви.
С 1805 по 1839 г. о. Василий был увещевателем в Коломенском городническом правлении. С 1828 г. вдов. Отцу Василию сослужили диакон Филипп Михайлович Малинин, дьячок Кирилл Петрович Троицкий, пономарь Алексей Яковлевич Успенский. В 1900 г. при Троицкой церкви священником Александром Орловым открыта женская церковно-приходская школа, помещавшаяся в собственном здании. В 1909 г. в ней училось 57 человек, в 1916 г. - уже 84. Попечителем с 1900 г. состоял коломенский мещанин Петр Четкий.
В 1902 г. Петр Моисеевич Четкий был церковным старостой Троицкого храма. Его старанием и по большей части на его средства устроен при церкви звон, в составе которого большой колокол в 560 пудов. Ежегодно, в девятое воскресенье по Пасхе, из Коломенского Успенского собора в Троицкую церковь совершался крестный ход в память избавления жителей Коломны от свирепствовавшей в 1654 г. в городе моровой язвы.
В 1899 г. было открыто церковно-прихрдское попечительство.
С 1902 г. при храме открылась народная библиотека-читальня. В 1903 г. при Троицкой церкви Елизаветинским благотворительным комитетом содержалось здание Елизаветинских яслей (с 1893 г.). В приходе Троицкого храма в 1902 г. было 174 двора, в которых проживали 623 мужчины и 595 женщин. С 1910 г. при церкви служил священник Иоанн Стефанович Розанов (в 1916 г. ему было 52 года). В 1885 г он окончил Вифанскую Духовную семинарию с аттестатом 2 разряда. В том же году был рукоположен во священника ко Храму с.Вертлинского Клинского уезда. С 1894 по 1910 г. он состоял законоучителем и заведующим Вертлинской второклассной учительской школы. В 1895 г. награжден набедренником, в 1900 г. скуфьей, в 1908 г. камилавкой.
В 1903-1909 гг. о. Иоанн Розанов состоял членом Клинского уездного отделения епархиального училищного совета. В 1910 г. перемещен в Коломну. С сентября 1910 г. о. Иоанн состоял законоучителем старшего отделения местной церковно-приходской школы, заведующим книжным складом и библиотекой Кирилло-Мефодиевского братства. С 1911 г. был законоучителем частной женской гимназии госпожи Подаревской, а также законоучителем двухклассного министерского училища при Коломенском заводе. С 1913 г. о. Иоанн был назначен членом-заместителем Благочиннического совета 1 округа Коломенского уезда. В 1914 г. о. Иоанн был награжден крестом, «от Святейшего Синода выдаваемым», имел серебряную медаль в память царствования императора Александра III и медаль в память Русско-японской войны, а также серебряную медаль в память 25-летия церковноприходских школ и бронзовую медаль в память 300-летия дома Романовых. У о.Иоанна и его жены Глафиры Александровны было восемь детей: Николай (р. 1888) - учитель церковно-приходской школы, Зинаида (р. 1889), Анна (р. 1890) - учительница церковно-приходской школы, Евдокия (р. 1892), Лидия (р. 1896) и Александра (р. 1899) обучались в частной гимназии Подаревской, Иоанн (р. 1903) - в Коломенском Духовном училище, Владимир (р. 1907) - в церковно-приходской школе.
Отец Иоанн Розанов жил в «филаретовском» доме. В советское время, уже после закрытия Троицкого храма, был переведен в Богоявленскую церковь г. Коломны. Он умер в глубокой старости в 1951 г. В 1916 г. диаконом в Троицком храме был Александр Николаевич Симонов, псаломщиком - Василий Кириллович Троицкий. С 1915 г. церковным старостой Троицкого храма был коломенский купец Алексей Дмитриевич Кузьмин. Корреспонденция из Коломны в «Московских церковных ведомостях»: «12 марта 1917г. в здании Троицкой церковно-приходской школы состоялось общее собрание духовенства, учителей духовного училища и церковно-приходских школ г. Коломны для свободного обмена мнениями в связи с обновлением государственного строя в России... выбран Исполнительный комитет для проведения в жизнь всех постановлений общих собраний духовенства... и для разработки вопросов текущего момента. Постановили: приветствовать Временное Правительство в лице комиссара Б.А. Брушлинского (Борис Афиногенович Брушлинский, 1877-1955, долгое время был врачем-общественником в Коломне и Коломенском уезде)... и передать следующую резолюцию: собрание духовенства... г.Коломны выражает полную преданность новому Правительству Державы Российской и свою душевную готовность служить обновленному государственному строю». Сразу после свершившейся революции газета «Русская правда» № 10 от 23 октября 1917 года писала о церковно-приходской школе храма Троицы-на-Репне (Озерское направление): «Ученье свет, а не ученье тьма», гласит русская пословица. Однако понятие «учение» очень растяжимое и, например, в Троицкой церковно-приходской школе оно, т. е. ученье, понимается по-своему и весьма своеобразно... Учительский персонал названной школы «искусству» подметания полов уделяет большое внимание, заставляя учеников по несколько раз в день подметать полы... Педагоги Троицкой школы решили ввести в школе «практические занятия» по ношению воды, мытью полов и окон, чистке платья и т. п... Не ясно ли из этого, что это дело «образования» в Троицкой школе поставлено весьма образцово». 26 августа 1937 г. был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной агитации священник Троицкого храма Виктор Александрович Соловьев (1877-1937). Он родился в семье, принадлежащей к духовному ведомству, его отец был певчим синодального хора. В1891 г. Виктор Соловьев окончил Донское (в Донском монастыре в Москве) Духовное училище и в 1897 г - Вифанскую Духовную семинарию. В конце 1920-х гг. он жил в Коломне на улице Гражданской, 69. В 1929 г. о.Виктор служил в коломенском храме Михаила Архангела, был благочинным, в начале 1930-х гг. переведен в Троицкий храм. Отец Виктор в 1929 г. давал показания по делу епископа Коломенского Феодосия: «Вследствие идейного расхождения, так как я разделял взгляды обновленцев на церковные реформы, отношения (с епископом Феодосием) стали формальными». Отец Виктор был сломлен во время следствия, он признал правильными возводимые на него ложные обвинения и сам оклеветал ни в чем неповинных людей, назвал фамилии своих мнимых соучастников. В конце августа он обратился с заявлением к начальнику Коломенского районного управления НКВД с просьбой учесть его чистосердечное признание и разоблачение других лиц и дать ему возможное снисхождение. В начале сентября 1937 г. он был переведен в московскую Таганскую тюрьму. Приговорен к расстрелу 9 октября 1937 г. и 14 октября расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. В советское время храм был закрыт. Внутренняя отделка уничтожена, как и иконостасы главного храма и южного придела. В здании были устроены сначала цех, потом реставрационные мастерские. В 1998 г. обветшавший, разоренный храм возвращен верующим, приход возглавил уроженец Коломны, выпускник Коломенской Духовной семинарии священник Владимир Пахачев, ныне благочинный церквей Коломенского округа. Началось восстановление храма, возрождена и приходская школа. Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны"